четверг, 27 марта 2014 г.

4.Развитие информационной компетенции учащихся на уроках математики.


Казахстан, г. Караганда КГУ основная средняя школа №87 Учитель математики Заместитель директора по УВР Исаева Лидия Николаевна Развитие информационной компетенции учащихся на уроках математики. Очень часто учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно. Среди причин того, что ученики теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием примеров, методов и форм могут обеспечить эффективность. В современных условиях использование средств информационных технологий позволит повысить степень активности школьников и привлечь их внимание, усилить мотивацию к обучению. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. На сегодняшний день информационные и коммуникационные технологии прочно вошли почти во все сферы деятельности человека, изменяя образ его жизни, предъявляя ему новые требования и иные возможности. И, естественно, необходимость внедрения информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Общество предъявляет новые требования к выпускнику школы: выпускник – это функционально грамотная личность – человек самостоятельный, человек познающий и человек, умеющий жить среди людей. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться». При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий. ИКТ выступает как одна из базовых педагогических технологий. Информация влияет на умственное, эмоциональное и физическое развитие ребёнка. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания и интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональном самоопределении и самостановлении. Поэтому важно, чтобы все дети имели доступ к информации и могли использовать её с пользой для себя. Умение искать, запрашивать и использовать информацию – одна из важнейших составных частей образовательного процесса. Именно эту задачу должны выполнять учителя, повышая информационную грамотность учащихся. Информационная грамотность включает в себя: Осознание в потребности информации; Умение определять и находить соответствующие источники информации; Умение извлекать информацию, содержащуюся в них; Умение оценивать качество найденной информации; Навыки организации информации; Использование информации творчески и эффективно. Информационно грамотные люди компетентны и самостоятельны. Они уверено чувствуют себя в любой ситуации. Стремятся к совершенству в поиске информации и создании новых знаний. Они быстро адаптируются, и могут работать как самостоятельно, так и в команде. Именно поэтому так важна подготовка информационно грамотных учащихся. Информационная деятельность осуществляется при помощи реальных объектов (телевизора, магнитофона, телефона, факса, компьютера, принтера, модема) и информационных технологий (аудио-видиозапись, электронная почта, СМИ, интернет). В ходе информационной деятельности формируется информационная компетентность, которая позволяет: Принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; Самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели; Самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно - коммуникативных технологий; Обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов; Использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности. Применение информационных и коммуникационных технологий на уроках математики способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по изучаемому предмету, существенно повышают уровень индивидуализации обучения. ИКТ позволяют более эффективно использовать учебное время на уроке и во многом облегчают работу учителя по технической подготовке заданий учащимся для самостоятельной и контрольной работы (изготовление карточек), позволяют сделать урок красочным, подать материал наглядно. На уроках математики компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, подготовке учащихся к итоговой аттестации, отработке умений и навыков (в качестве тренажёра), дидактических играх и пр. Всё это способствует активизации учебного процесса, изменяет у школьников психологический настрой к занятиям, делает учебно-воспитательный процесс увлекательным. ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактическое достоинство уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Формы применения ИКТ разнообразны. Это такие как: - создание дидактического материала для урочных и внеурочных занятий; - использование программного обеспечения непосредственно в учебном процессе; - использование ресурсов Интернет. Создание дидактического материала - это разработка с помощью компьютера разнообразного учебного материала, карточек-заданий для самостоятельной работы учащихся, вариантов контрольных работ, а также создание презентаций, электронных образовательных ресурсов. Поэтому использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д. Использование компьютерных презентаций на уроках делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках. При изучении математики использовать презентации можно на различных этапах урока. Это и проверка домашнего задания, проверка обучающей самостоятельной работы, изучение нового материала, задание на дом. Например, очень удобно с помощью подготовленной компьютерной презентации осуществлять проверку домашнего задания, показав несколько способов решения, учить учащихся отбирать рациональное решение. Программное обеспечение по математике очень разнообразно: электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки электронных наглядных пособий. Использование данных электронных пособий позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Электронные пособия включают в себя интерактивные задачи, тесты, которые также используются на уроках. В практике можно использовать обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. В это время с классом отрабатывается материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы. Также обучающие программы можно применить в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. Интернет содержит огромный объем образовательной информации, является инструментом поиска, переработки, представления информации. Интернет – технологии в учебном процессе - это прежде всего, получение и накопление информации, обработка и передача информации, использование информации для проектной работы, для подготовки докладов и сообщений, дистанционное обучение, участие в различных международных олимпиадах и конкурсах. Например, зайдя на сайт «Математические этюды» (www.etudes.ru) учащиеся могут совершить познавательные экскурсии по красивым математическим задачам. Их постановка понятна школьнику, но до сих пор некоторые задачи не решены учеными. Раздел «Этюды» содержит занимательные научно-популярные этюды о современных задачах математики и мультфильмы, по-новому раскрывающие известные сюжеты. В разделе «Миниатюры» собраны небольшие, но интересные визуализации математических сюжетов. Также на сайте можно найти множество тестов для подготовки к ЕНТ. Необходимо отметить, что ИКТ имеют важное значение в проектной деятельности: для поиска необходимой информации, оформления результатов в виде презентации, видеофрагмента, сайта, книги и т. д. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить мотивацию и активность обучающихся, вызываемой своими интерактивными свойствами, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Грамотное применение ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Используемая литература: 1. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. //Тамбов: ТГТУ, 2002 2. Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Смыковская Т. К. Поддержка педагогической деятельности учителя в условиях информатизации образования // Профильная школа, 2006, №6. 3. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Завуч, 2005, №3.-с. 4-14 4. Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чём их преимущество над традиционными? // Директор школы, 2004,№7 5. Миронова М. Конструирование урока математики с использованием ИКТ //Математика, 2008, № 15 6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие// М.:Народное образование,1998 Интернет - ресурсы: Электронная версия газеты «Математика» приложение к газете «Первое сентября» Using literature: 1.Abaluev R.N.,Astaf’eva N.G.,Baskakova N.I.,Boiko E.Y..,Vyazavoa O.V.,Kuleshova N.A.,Umetski L.N., Shesherina G.N.,Internet-tekhnologies in education:Methodical books.Part 3.//Tambov:TGTU,2002 2.Bobrovskya L.N.,Sapykina E.A.,Smykovskaya T.K. Suppoting of pedagogical experiens during informatiion in education//Profil school,2006,№6 3.Kaminski V.Y.Using educational technologies at the lessons// 2005,№3. Page 4-14 4.Kudryashova T.Electronical tools in education: what are advantages?Headmestress,2004№7 5.Mironova M.Creating Mathematics’ lessons using IKT//Mathematic,2008,№15 6.Selevko G.K. New educational technologies:Methodical book//M. Narodnoe obrazovanie,1998 Internet-resource: Elecronic newspaper «Mathematic» additional materials «First september»

Комментариев нет:

Отправить комментарий