воскресенье, 16 марта 2014 г.

Твои первые энциклопедии и словари: Библиотечный урок

Твои первые энциклопедии и словари: Библиотечный урок.



Введение
Актуальность Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков. Среди этих общих умений, навыков и способов деятельности выделена работа с информацией,   в состав  которой входят первоначальные умения поиска необходимой  информации в словарях, энциклопедиях и справочниках. [2]Выпускник   научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе Интернет-ресурсов. [3].
       Нужно научить детей разбираться в огромном информационном потоке, осуществлять расширенный поиск информации и начинать надо со знакомства с справочной литературой. [1].
 Обоснование выбора. Поскольку тема урока называется  «Мои первые энциклопедии», то урок построен как ознакомительная, дает первоначальные навыки работы со словарями и энциклопедиями. Наглядно .на примере рассматриваются  словари и энциклопедии.  Современный библиотечный урок предполагает отведение большего времени на самостоятельную и информационно-поисковую деятельность, поэтому  часть урока отведена на игру-поиск. Приобретенные умения позволят детям эффективно находить, оценивать, использовать информацию  не только на уроке , но и в других видах деятельности
         Тема  «Твои первые энциклопедии, словари, справочники»
 Класс- 3 б. Количество- 21
Форма урока. Беседа.  Игра-поиск.
Цель:  дать учащимся первоначальный навык работы с детскими справочными изданиями.

Задача урока:
-Ознакомиться  с различными  видами словарей, типами  энциклопедий и справочников.
-Ознакомиться с их структурой и расположением словарных стаей в этих изданиях.
-Рассмотреть и закрепить на практике алгоритм поиска в энциклопедиях, словарях.

Средства :
-Книжная выставка «Твои первые энциклопедии»
-комплекты словарей для практической работы.
-раздаточные материалы (карточки)для практической работы.
 План
1. Представление справочной литературы, цели обращения к ней.
2. Первые словари. Структура словарей
3.  Первые энциклопедии «Хочешь знать почему?», «Мир вокруг тебя» и др.
Структура энциклопедии. Расположение материала.
4.Справочные издания.
5. Игра – поиск.

Ход урока

Представление о справочной литературе, цели обращения к ней.
Слайд 3.  Ребята!  Посмотрите на эти рисунки. Что их объединяет ?  Да, это слово «Знак» . Оказывается  так много значений  только одного  этого слова. Вы пришли в школу не только  для того , чтобы научиться писать, читать, считать, но и как можно больше узнать об окружающем нас мире. Каждого человека окружает огромный поток разнообразной информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.  Возникает проблема -  как  найти нужную информацию? как не утонуть в этом обилии информации? Работа с информацией предусматривает определенные навыки. Поэтому  важно знать откуда брать информацию,  знать способы работы с ней, научиться  самостоятельно  по ключевым словам находить нужную информацию. Об этом  сегодня пойдет  наш урок. В результате совместной деятельности на сегодняшнем уроке вы приобретете  такие знания, которые помогут вам в реальной жизни. Например: эти навыки вам помогут , найти  быстрее нужную информацию, подготовить  к уроку сообщения, приготовить презентацию, а также  уметь отгадывать кроссворды, блеснуть эрудицией перед     одноклассниками и т.д.

   Слайд4. Когда необходимо ответить на вопросы  кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему?», мы должны провести  поиск какого- то факта(фактографический поиск).Нам нужно узнать правильное написание , толкование какого-то слова, ударение,   или выяснить синоним  этого слова.  Или нам необходимо узнать  о том как жили люди в древнем мире, отчего умерли динозавры.  Или мы забыли номер телефона знакомых ? Во всех этих случаях мы обращаемся к словарям , энциклопедиям и справочникам. Но только от  того ,что мы хотим узнать -мы обращаемся к определенному справочнику. Сейчас мы с вами  попробуем узнать , что же из себя представляет каждый из них.
Словари. 
 К  ним мы обращаемся тогда, когда нам нужно узнать значение слова, правила его написания, его синонимы ,объяснить его значение, узнать из какого языка оно к нам пришло и многое другое.. Это словари .
Слайд5.   Словарь – это собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно в алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык Французский писатель А. Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке».

Слайд 6.  Словари  бывают разных типов. Основными являются  словари языковые и словари терминов. Семейство у  языковых словарей  большое.
Толковые, Орфографические, Этимологические, Словари иностранных слов и т д. Немного особняком стоят словари переводные(с одного языка на другое переводят слова.)
Слайд7. Важное место принадлежит толковым словарям, которые растолковывает значение слов . И к самым  популярным относится  однотомный словарь С.И Ожегова. Этот словарь является настольным словарем для каждого образованного человека. Словарь содержит лексику, активно используемую в различных сферах русского языка.
Слайд 8.  В этом словаре , также как и в других словарях все словарные статьи расположены по алфавиту. Это очень удобно при поиске. Словарные статьи включают толкования слов, примеры его употребления в речи, раскрывает некоторые фразеологические обороты, указывается   ударение.
Слайд 9.  Для удобства  поиска на каждой странице вверху стоят колонтитулы.   Колонтитулэто текстовая (иногда)информация, которая находится вверху (внизу) страницы словарей и энциклопедий.  
Слайд 10.Толковый словарь В. Даля Во 2-ой половине 19 века появился знаменитый 4-томный «толковый словарь великорусского языка». Ученый, врач и писатель В. Даль собрал 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц и поговорок. Это настоящая энциклопедия  прошлого русского быта, склада ума и характера, нашедших свое выражение в речи.
 Слайд 11 Чтобы чтение было эффективным, надо уметь читать текст со словарем. Например, все вы читали  произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» . Помните, как начинается эта сказка:
«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком
Только(третья ) вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь» или «Свет о белке правду бает».   Если мы посмотрим в словаре Даля, то мы узнаем, что светлица (или светелка»- горница- чистая, светлая комната, в светлице не стряпают).Словарь Даля  как вы помните ,был издан  давно ,значит мы ищем  в этом словаре слова вышедшие из употребления, устаревшие.
Слайд 12. Кроме толковых словарей есть еще множество других словарей. На занятиях русского языка вы уже использовали еще один вид словарей. Кто скажет какой? Правильно, орфографический. Кто скажет ,для чего нам нужен орфографический словарь? Верно, для того чтобы знать, как правильно написать то или иное слово.
  Слад 13. Как вы помните, все слова в словарях расположены в алфавите. Кроме того в орфографическом словаре дается ударение слов. Например, ударение слов в этих словах.(Примеры на слайде.)
Слайд14.. Вы знаете, что у слов могут быть синонимы-слова, отличающиеся по написанию, но похожие по смыслу. Кто может  привести пример? Например,  жара-зной, мороз- стужа. Беседа-разговор. Зубной врач-дантист. Верно- правильно. Вымысел-выдумка-фантазия-измышление-придумка-затея-небылица-сказка-байка-басня.Думать-размышлять-раздумывать-мыслить-соображатьобмозговать-кумекать
Слайд 15.Противоположные по значению слова называются антонимами. Давайте подберем антонимы к различным словам.   Например,; Сходство-различие; Активный- пассивный и т.д
Слайд16. Вы, наверное, слышали выражение «крылатые слова». Что оно означает? Это меткие выражения, афоризмы, вошедшие в общее употребление. Существует словарь, толкующий такие выражения. Называется он- фразеологический.  Произошло его название от понятия «фразеологизм»-это словосочетание, имеющее переносное значение.
Слайд 17.Например,   «а Васька слушает, да ест»-говорят о том, кто, несмотря ни на что, продолжает делать свое дело. «Медвежья услуга». Неловкая услуга, приносящая только вред. Поиск в этих словарях осуществляется по особому принципу.
Слайд 18 В этом случае нам  помогут ключевые слова. Т.е из крылатого выражения мы должны выделить ключевое слово, по которому и будем вести поиск в словаре.  В конце всегда есть Алфавитный перечень слов. Выделите такое слово во фразе «Медвежья услуга» Правильно, «услуга». Значит,  в  Алфавитном перечне слов  мы должны искать это слово .Нашли слово «услуга» , которая  дает  отсылку  к фразеологическому обороту «Медвежья услуга».Находим  это словосочетание в самом словаре по алфавиту, где и дается пояснение оборота.
Слайд 19. Словарь иностранных слов – лингвистический толковый словарь, в котором объясняются значения иноязычных слов и терминов, усвоенных русским языком(заимствованных).В русском языке очень много слов  заимствованных  из других языков. Например,слайд 20(примеры)
Слайд 21. Переводные словари Например, русско- английский, немецко- русский и т. д. Их значение, прежде всего, практическое – изучение иностранного языка.
Энциклопедии
 Слайд 22. Когда нам необходимо получить конкретные сведения об окружающем мире, времени и пространстве, нужно обращаться к каким источникам? Кто знает? Кто читал книги «Я познаю мир»? По –другому как они называются? Правильно, детские энциклопедии. Что мы можем узнать из них? Когда необходимо ответить на вопросы кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему ? мы  обращаемся к энциклопедиям, т.е ищем факты.
 Слайд 23.Рассмотрим каждый вид издания более подробно. Слово «энциклопедия» происходит от греческого «обучение по всему кругу знаний». Различают универсальные и отраслевые(тематические) энциклопедии. Энциклопедия, как правило, многотомное издание, а энциклопедические словари чаще всего бывают однотомные, например,»Большой энциклопедический словарь   Привести примеры энциклопедий.
Слайд 24. Универсальные энциклопедии. БРЭ.
Для более развернутого сообщения нужны  универсальные   энциклопедии. такие как БРЭ, в котором можно найти  сведения обо всем.  Статьи расположены в алфавите. Поиск по колонтитулу.
Слайд 25.  Есть отраслевые или тематические энциклопедии. Например, серия «Я познаю мир», «Энциклопедия юного учёного», «Детская энциклопедия». В этих энциклопедиях каждый том посвящен одной науке, например, химии, биологии. Тематические предметные  энциклопедии  удобны  тем что в них  есть  оглавление, есть хорошая навигации я (указатели).  Есть энциклопедии, которые  не связаны с школьными предметами , например, Домашние питомцы, Динозавры и т.д.
Слайд 26.Первые энциклопедии « Хочешь знать Почему?», «Мир вокруг тебя».
В универсальных  детских энциклопедиях помещают материалы из различных наук в коротком и сжатом виде. Среди детских универсальных энциклопедий можно выделить «Хочешь знать почему?», «Мир вокруг тебя
 Слайд 27. Поиск в тематических  энциклопедиях.
 В   тематических(предметных)  статьи расположены по содержанию(по теме).Поэтому можно ориентироваться по оглавлению в конце словаря. Но  так  не всегда можно найти нужную информацию Для удобства поиска в таких энциклопедиях существуют указатели имен, предметов(тем), понятий и т.д, которые вошли в данное издание.

Например, вам купили(подарили) морскую свинку. Возникает вопрос- Чем ее кормить?  Как за ним ухаживать?   Прежде чем начать поиск   ответа на эти вопросы ,мы должны для себя выделить в этом тексте  слово, которое является  «ключевым», т. е. отражающим основной смыл текста (вопроса) В данном случае будет  морская свинка.  Морскую свинку держат дома(домашнее животное).Смотрим  энциклопедию Аванта+.Домашние питомцы. Смотрим  указатель –морская свинка. Открываем на странице 261-267.Находим как ее  и чем кормить.

Слайд28-29. Есть еще один источник   поиска информации –это Интернет.. Например, в И.  вы можете узнать как починить ПК, кулинарные рецепты и массу другой информации. Существуют Интернет -словари энциклопедии. Мы видим на слайде сайт  про животных, Большая Российская энциклопедия. Например, мы хотим узнать  сколько весит Чебаркульский (Челябинский)метеорит? .Когда ведете поиск в И. надо в окошечке  поиск ввести ключевое слово или словосочетание, в данном случае Чебаркульский метеорит . И вот что поисковик нам выдает. На других уроках мы поговорим о достоверности, полноте информации в Интернете.
Слайд 30 . Справочники. А кто назовет источник, в котором можно узнать номер телефона вашего друга, какого-нибудь магазина, школы, вокзала?.Правильно. Такие источники называются справочниками. В них можно справиться, т.е. узнать подробно то, что нужно.  Как приготовить салат? Как сшить куклу? Кто знает, какие еще бывают справочники?
С лайд 31-32.Справочник по информатике, по математике, по русскому языку. Кто из вас  уже обращался к справочнику? Например, к телефонному справочнику?
Игра – поиск (Учащиеся распределяются  на 3 команды  (по рядам

1.конкурс «Пойми меня».Найти значение слова в словарях .(Кто быстрее находит. Объяснить как нашли это слово)  Командам раздаются книги: 1).Толковый словарь Ожегова. 2). Орфографический словарь.Раздаются карточки со словами( фаланга,рубрика,профиль)
2.конкурс «Найди меня» .Поиск информации в энциклопедиях. Командам раздаются книги: Я познаю мир; Мир вокруг тебя; Хочешь знать почему? Найти ответы на эти вопросы. Объяснить путь поиска(где, в какой энциклопедии). Дети подходят к справочникам и ищут ответы на заданные вопросы.
-Почему  в марафонском забеге бегут именно 42 км ?
-Как растут мангровые леса?
-Почему на луне нет жизни?
3.конкурс «Исправь ошибку». Как вы думаете, какая книга поможет вам исправить ошибку? Правильно. Орфографический словарь.
 Каждая команда получает карточку, с неправильно написанным словом. (финологический календарь;прешелец;  гостинница) Дети, пользуясь орфографическим словарем, исправляют ошибки в слове.
   Рефлексия.
Слайд33 . Словарь: Да, ребята, много мы сегодня поработали с вами. А вот скажите, чем я вам помог? (ответы детей)
Слайд 34.  Энциклопедия: В поиске каких слов вы познакомились со мной? (ответы детей).
Слайд  35. Справочник: Интересно. А со мной вы сегодня встречались? (ответы детей)
 
    Мы сегодня  с вами дружно поработали  на уроке. Скажите, пожалуйста, ч ему мы научились ?  Ответы детей.()  Теперь вы знаете ,как искать нужное слово в нужных словарях, нужную информацию в определенных энциклопедиях.   Вы можете  использовать полученные знания и умения практически -  самостоятельно  провести поиск различных фактов, событий ,  узнать значение слов , найти нужную информацию для подготовку к уроку, просто узнать для себя новое , интересное .
Слайд 36-37.  Давайте составим для себя  табличку(схему), чтобы не забыть.  Записываем  в квадратики, что мы делали  пошагово. Для словарей. Для энциклопедий. Составляются коллективно  таблицы(схема).

  Заключение Проведенный у рок дает представление о справочной литературе, формирует цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучает работе с ними в ходе игры-поиска. Теперь дети самостоятельно смогут найти  нужную  информацию, поскольку они теперь знают структуру словарей, энциклопедий,  расположения материала в энциклопедиях, знают, что указатели(алфавитные, предметные , именные) помогут им быстрее найти информацию.  Дети научились « осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе Интернет-ресурсов.» [3].
Приобретенные умения позволят детям эффективно находить, оценивать, использовать информацию  не только на уроке , но и в других видах деятельности.



















Список использованных источников
 [1.] Антипова В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3.Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/В.Б.Антипова.-М.:Издательство «Глобус»,2009.-336с.-(Уроки мастерства)
 [2.]  Гендина Н.И.,Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры школьника»:УМК для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений/Н.И.Гендина, Е.В.Косолапова-М.:РШБА,2012.-200с.
[3.] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.- М.Просвещение(Стандарты второго поколения), 2011.
9.Приложения
Книжная выставка.(фото). Список словарей и энциклопедий.
1. Баранов М.Т. школьный орфографический словарь русского языка. Пособие для учащихся 5-11 классов.-М.:Просвещение,2007
2.Большая Российская энциклопедия..-Москва,Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия»,2006.
3.Даль В.И.Иллюстрированный толковый словарь русского языка .Современная версия/В.И.Даль.-М.:Эксмо,2007.-288с.
4.Крысин Л.П. Новый словарь иностранных слов.-Москва,Эксмо,2007
5.Мир вокруг тебя.Энциклопедия для детей.-Мосвка,Махаон, 2006
6.Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. - М.:ООО «Издательство Оникс», 2010.-736с.
7.Семенюк А.А, М.А.Матюшина Школьный толковый словарь русского языка.Пособие для учащихся 5-11 классов.-М.:Просвещение,2007
8.Словарь синонимов , антонимов русского языка.-С-Пб,2008
9.Шанский Н.М,В.И.Зимин. Школный фразеологический словарь русского языка.Значение и происхождение словосочетанйи.-М.:Дрофа,2006
10.Энциклопедия для детей .Домашние питомцы. т. 24. - Москва,Аванта+,2004
11.Энциклопедия для детей.т.23.Универсальный энциклопедический словарь . Аванта+Москва,Аванта+,2007
12.Энциклопедия. Хочешь знать почему?.-Москва, «Махаон»,2007
13.Я познаю мир.Детская энциклопедия.-Москва,АСТ,1994.

Комментариев нет:

Отправить комментарий